Наталья Воронцова-Юрьева
Татьяна Ларина как объект психиатрии. Часть 1-2 
19-Мар-2008 04:50 pm
NVU

1. Приступы самообмана

 

Случалось ли вам разочароваться в ком-либо? Наверняка. И хорошо если разочарование происходит в ближайшие сроки, а если самообман затягивается на годы? Тогда признаться в разочаровании намного сложней – и не хочется расставаться пусть даже с разбитыми, но все-таки с привычными и милыми розовыми очками, и не хочется обнаружить себя дураком, и ужасно, ужасно не хочется ничего менять в своей жизни в связи с открывшейся истиной. Но менять все равно придется, иначе вскоре придется признать себя не только дураком, но и полным болваном.

Горестные вопли – «Боже, какую же стерву я любил!» или «Господи, и этого монстра я обожала!» – еще живут в нашей памяти как сигнальные маяки. И каждый раз выясняется, что, оказывается, мы догадывались об этом давно, что мы давно об этом подозревали.

И в доказательство мы приводим доказательства – и с жаром перечисляем вопиющие факты нашей припозднившейся прозорливости. И каждый раз выясняется, что все эти факты мы прекрасно видели раньше, но каждый раз почему-то уговаривали себя, что мы ошибаемся, что мы не правы, что этого просто не может быть. А это – было. И мы это – видели. И не хотели верить своим глазам.

 

Самообманы поджидают нас всюду. Видите эту женщину с загадочным выражением лица? Вы обратили внимание, каким томным, волнительным жестом она вот уже второй раз подносит палец к губам, как будто хочет шепнуть вам какую-то тайну, да все никак не решится? Этот жест вы еще долго будете вспоминать как нечто прекрасное, мгновенно окрестив эту женщину таинственной незнакомкой. Вы будете с восторгом рассказывать об этой встрече своим друзьям, снова и снова наслаждаясь прелестным жестом, который так поразил вас своей гармонией. И однажды вы снова встретите эту женщину – и с ужасом увидите, как все тем же волнительным жестом она подносит палец к губам и начинает обгрызать ноготь… Это и был секрет ее очарования в ваших глазах.

А вон тот молчаливый мужчина – как долго он казался вам кладезем интеллекта только на том основании, что все время молчал? Конечно, однажды вы все равно догадались, что все эти годы он просто оставался тупым как винная пробка, но удивительно, как вы отказывались верить сами себе.

А эта женщина, рыдающая над каждой бездомной собакой, – много лет вы не сомневались, что это самый душевный человек на земле, и только на том основании, что в ее речи часто встречалось слово «бедняжка». Однажды вам позвонил ее сын и расстроено сказал, что мама собирается выбросить двухмесячного котенка, с которым ей надоело возиться.

А помните вашу подругу – вы дружили с ней больше двадцати лет! С каким душевным теплом, с каким добросердечием она всегда отзывалась о своих двух братьях. Вы даже немного завидовали этой родственной идиллии. Когда пришло печальное время делить наследство на троих, выяснилось, что две родительские квартиры и дача в ближайшем Подмосковье уже давно принадлежат вашей подруге. Любовь к братьям не помешала ей продуманно ограбить их загодя.

 

Немалая часть вины за то, что среди нас так много людей несчастных, склонных к суициду, депрессии, неврозам, истерии, алкоголизму, наркомании и прочим тяжелым ошибкам и болезненным состояниям, принадлежит классической литературе. Но еще большая часть вины за это лежит на безответственных критиках и не умеющих думать самостоятельно преподавателях. Именно эти люди сначала выдают неадекватные поступки психически нездоровых литературных персонажей за образцы поведения, превознося их до небес, а потом тиражируют эти образцы, выставляя их эталоном, стандартом и идеалом практически одновременно. 

Такой преступный и не имеющий противоядия подлог до сих пор происходит с суицидницей Катериной из «Грозы» Островского, с бездельницей, лгуньей, патологической истеричкой и наркоманкой Анной Карениной из романа Толстого. 

Точно такая история доныне происходит и с Татьяной Лариной, скорее похожей на устойчивую невротичку или шизоидную психопатку, чем на «милый идеал». Начитавшись восторженных статей про эту явно психически нездоровую девушку, во многие головы накрепко западает мысль, что вести себя так, как она, не только можно, но даже и нужно, ибо такое поведение непременно вызовет восторг окружающих, и что если мы будем вести себя точно так же, то наши поступки будут идентифицированы не как преступная безответственность и непроходимая глупость, а как возвышенный романтизм и благородная жертвенность.

Больно думать, скольких человеческих разрушений и жизненных катастроф можно было бы избежать, если бы в качестве идеалов и образцов для подражания нам не подсовывали вот таких нездоровых литературных персонажей.

 

Так уж сложилось (и сложится еще не раз), что все интересные романы написаны о людях душевнобольных. Именно душевная болезнь делает этих персонажей столь оригинальными, наделяет их немереными страстями и заставляет совершать интересные роковые ошибки.

И есть авторы, которые нисколько этого не скрывают, и больше того – дают себе в этом полный отчет, оставляя в тексте немалое количество зарубок и зацепок, призванных навести читателей и критиков на ту же мысль.

Однако ни читатели, ни критики никак на эту мысль не наводятся, и больше того – всячески от этой мысли бегут, предпочитая не только не замечать эту мысль, но и всячески мешая другим эту мысль обнаружить. Человек же, осмелившийся поверить своим глазам, подвергается этими критиками и читателями буре гнева. 

Таким читателям и критикам не нужна истина – им нужна ложь. Зачем же и, главное, что и кого именно они защищают? Они защищают себя – либо свои собственные неприглядные манипуляции, от которых им не хочется отказываться и в качестве нравственного оправдания которым они как раз и приводят точно такие же манипуляции литературных персонажей (и это самая распространенная причина подлога), либо того хуже – они защищают свою собственную болезнь и свое категорическое нежелание лечиться. И этому в наибольшей мере как раз и способствуют те литературные персонажи – психические уродцы, которых профнепригодные критики выставили когда-то за наилучшие образцы нравственности, тем самым совершив преступный подлог. 

С тех пор склонные ко вранью и манипуляциям граждане, получив от не совсем здоровых писателей и еще более нездоровых критиков отпущение грехов, пустились во все тяжкие – доказывая на литературных примерах, что их постыдные поступки есть не что иное, как аналог поведения да хоть той же Анны Карениной, а именно: тонкость натуры, высшее право на неземную любовь, благородная нервная чувствительность, якобы и позволяющая совершать все эти безобразные поступки и избегать за это ответственности.
 

Но ответственность все равно наступает – и чем чаще победа сопутствует им в их болезненном своеволии и давно уже нездоровом эгоцентризме, тем сильней разрушается их собственная нервная система. И финал тут всегда один – либо физическая гибель (суицид), либо психическая смерть (дурдом), либо полное общественное и семейное исключение.

Именно это и произошло с давней иконой лгунов Анной Карениной, что я и доказываю построчно, с авторским текстом в руках, в своей работе «Анна Каренина. Не божья тварь». Именно такой финал, любой из трех, рано или поздно ожидает и еще одну психически нездоровую героиню – Татьяну Ларину.

 

2. Дура или идеал?

 

С произведениями гениальных авторов порой происходят интересные вещи – когда даже сам гениальный автор не в силах изуродовать их своими собственными попытками солгать. А такие попытки происходят не так уж и редко, но при этом всегда – всегда! – терпят крах, и я даже знаю почему.

Гений – это необходимо живой носитель и воспроизводитель гениальности, тогда как сама гениальность – это форма способной к материализации части всеобщей (а стало быть, высшей) гармонии, и гений – лишь способ ее воспроизводить, т.е. проводник этой гармонии, а потому не властен над ней.

Поэтому мне абсолютно все равно, какую именно мысль, какую собственную сверхценную идею вкладывал гений Пушкин в образ Татьяны Лариной. Действительно ли он видел ее такой милой и нежной, такой тонко чувствующей натурой, отважно бросившейся в свою первую любовь наперекор приличиям и моралям, как это принято представлять нам до сих пор со слезами восторга на глазах буквально повсюду. Все это совершенно неважно. Потому что все равно гениальность, т.е. гармония, явленная через гения, сильнее своего биологического носителя, а потому законы гармонии будут неукоснительно соблюдены.

Вот почему, кстати, так сильно чувствуется, увы, полное отсутствие гениальности даже в самых высокоинтеллектуальных литературных произведениях многих и многих авторов – никакие сверзаумные строчки не в силах скрыть этой пустоты, этого катастрофического для автора отсутствия в произведении потока гармонии. Всевозможные поэтические красоты пошло зияют пустотой, демонстрируя лишь потуги интеллекта.

 

Ближе всех к пониманию лживости образа Татьяны Лариной подошел Писарев, с блеском выставивший ее чуть ли не деревенской дурочкой. Однако и Писарев ошибался, хотя и оказался единственным в этом сумасшедшем хоре льстецов, кто сразу увидел в Татьяне Лариной чудовищный изъян – по ошибке приписав его к банальному отсутствию ума. Нет, дело тут вовсе не в глупости Татьяны, а в ее интеллектуальной ограниченности. Интеллект ее странным образом односторонен, ущербен – как будто весь направлен на обслуживание одной сверхценной идеи.

 

Началось же все с Белинского, с его странных превозношений Татьяны до небес, основанных всего лишь на авторских уверениях – такой примитивный подход и явился отправной точкой для всех последующих восторгов.

Однако мало ли как расхвалит автор своего персонажа в своем же произведении! Автору, даже гениальному, верить нельзя. Верить нужно только его персонажам, неумолимой взаимосвязи и логике их поступков.

 Именно эта логическая цепочка всех поступков всех героев в своей полной взаимосвязи и есть та самая белая нитка, которой шито всякое вранье, будь то персонаж или автор.

 

Ложь порождает ложь. Вот и Белинский не избежал этой участи. То ли не умея осознать свою ошибку, то ли намеренно впадая в нее по каким-то своим личным соображениям, но однажды он все-таки почувствовал, что вот это искусственное восхищение им Татьяной требует от него дополнительной лжи – в мучительных попытках представить изначальную ложь правдой, для чего нужно срочно выдумать несуществующие факты и представить их в виде якобы уж совсем увесистого доказательства глубокой духовности и возвышенности Татьяны – дескать, не пустышку полюбила…

В итоге Белинским был чудовищно (и как-то особенно ходульно, до отвращения шатко) приукрашен и Онегин – дескать, страдающий эгоист, «эгоист поневоле», достоин жалости и сочувствия, тем более что «в душе его жила поэзия» и «потребность изящного».

Доказательство сего вывода выглядело не менее странно: «Невольная преданность мечтам, чувствительность и беспечность при созерцании красот природы и при воспоминании о романах и любви прежних лет: все это говорит больше о чувстве и поэзии, нежели о холодности и сухости».

Такое «доказательство» оказалось уж совсем ни в какие ворота – и с потрохами выдало ложь. Ибо склонность к мечтам и беспечность при созерцании нисколько не говорит о наличии страданий. А поэзия, которая жила в его душе, не помешала ему убить Ленского. Хотя именно смерть Ленского и заставила Онегина действительно страдать. Но даже и это единственное настоящее страдание никак не изменило его. Он так и страдал, оставаясь прежним, ничто в нем не подверглось переоценке. А это значит, что даже страдание – при всей его искренности – не было глубоким для него.

 

Любовь Татьяны – еще одна обожаемая ложь литературоведов. В том, что Татьяна именно полюбила, почему-то вообще никто не сомневается. Впрочем, отдельные здравые голоса нет-нет да и раздаются, обнаруживая в Татьяне лицемерность и мстительность. И в этом есть доля правды. Поведение Татьяны не только не похоже на добродетель, но и действительно очень похоже на лицемерие. И поведение ее с Онегиным после замужества весьма напоминает мстительность. Однако – всего лишь похоже и всего лишь напоминает.

Нет, вовсе не мстительность движет Татьяной после замужества – ею руководит все та же мысль, все та же единственная болезненная идея, которой, увы, и подчинена вся ее жизнь и которая как раз и заставляет ее действовать именно так.

 

Отдельно остановлюсь на самой верхней точке глупости критиков – на якобы высоконравственных соображениях Татьяны, якобы во имя которых она отказывает коленопреклоненному Онегину во взаимности. Критики ошибаются. Никаких высоконравственных соображений у Татьяны не было и в помине. Как не было и самой духовно возвышенной девушки Татьяны Лариной – этой девушки в русской литературе и вовсе никогда не существовало…

 

Продолжение http://vorontsova-nvu.livejournal.com/309439.html

©Наталья Воронцова-Юрьева

Comments 
19-Мар-2008 02:15 pm none (UTC)
По поводу последнего абзаца - в романе же ясно сказано, почему Т.Ларина не убежала тут же с Онегиным после его объяснения - "Но я другому отдана...", ей не хотелось, у нее была уже другая жизнь. Не очень понимала всегда, откуда "дорисованный" воображением образ высокодуховности Татьяны - из сообщений Пушкина о том, что она гуляла и читала Ричардсона (довольно желтый роман)?
Уж Пушкин-то нигде не отмечате высокую культурность или духовность Татьяны. Он прост и точен в в своих описаниях всегда. Это видно, если читать Онегина внимательно, а не читать Белинского.
19-Мар-2008 02:17 pm none (UTC)
Про "я другому отдана" будет в последней части. Я читаю не только авторов, но и критиков.
19-Мар-2008 02:24 pm none (UTC) - увы, но с возрастом идеальных
книжных героев становится все меньше. Атос оказался запойным алкашом и садистом, Гэтсби - новорусским (пардон, американским) братком на 600 мерсе сливочного цвета (хотя он мне все равно симпатичен!), Лариса Огудалова - истеричной наивной девицей и т.д. и. т.п.
Зато чем дальше, чем больше нравятся "отрицательные" герои - Миледи там, Мери Крофорд, г-жа Полозова...
19-Мар-2008 02:29 pm none (UTC) - Re: увы, но с возрастом идеальных
видимо, потому, что отрицательные герои действуют )) а так называемые положительные герои только ноют и все время нищасные. это раздражает.
19-Мар-2008 02:34 pm none (UTC)
А на мой взгляд - никаких там психических дерриваций нет и впомине.

Кабы мне компетентные инстанции разрешили б опыты на человеках ставить - я б с математической точностью доказал, что поведение Татьяны Лариной идеально укладывается в статистические границы "нормы" для ее социально-возрастной группы.

"Энциклопедия-с русской жизни!"
19-Мар-2008 02:43 pm none (UTC)
Как сейчас помню, как нас, школьников, засадили писать сочинение на тему "Татьяна - русская душа", а я сидела и тупила, потому что ни связи с романом, ни еще какой смысловой нагрузки в теме не увидела. Почему вдруг - русская, почему - душа? Довольно схематично выписанная малоразвитая помещичья дочь, желающая чего-то эдакого, как в женских романах. У меня таких ПТУ-шниц несколько групп каждый год. Девочки как девочки, без затей. Как так вывернуться, чтобы из этого нац.идею и знамя полка выкрутить, не представляю.
С нетерпением жду продолжения. Вы великолепны в метании громов и молний (сужу по дымящемуся праху Карениной). :)
19-Мар-2008 02:51 pm none (UTC)
Прям уж ПТУшниц... Все-таки наша Таня изъяснялась по-французки и музицировала на фортепиано, а это огромная ступенька в человеческом развитии! (при всем моем снобском отношении к женскому образованию вцелом)
19-Мар-2008 03:05 pm none (UTC)
Очень люблю Ваши разборы литературы, жалко, что редко.

Вообще мне кажется редко встерчается по настоящему критичный подход к тому, что написал автор. Чтобы вот на первый взгляд герой был выписан героем, я читатель, подумав, понимал, что нет, все не так.

Единственный пожалуй яркий пример - "3 мушкетера". Какой бы по книге миледи не была выписана злодейкой, а остальные - белыми и пушистыми, есть огромное количество людей, которые видят и оценивают это ровно наоборот. У меня была юношеская мечта - поучавствовать в открытом процессе в защиту миледи :) Ну или чтобы был фильм или книга про то, как ее довели до жизни такой.

Хотя нет, не единственный, конечно. Про того же Гамлета помню много разных разоблачительных разборов, да вообще как-то Шекспировских героев много критикуют и толкуют ровно наоборот тому, какими они воспринимаются с первого прочтения.
19-Мар-2008 03:14 pm none (UTC) - а еще есть у Дюма роман
"Сильвандир". Так по сравнению с тем как обрисованы там положительный герой и его злодейка-жена отношение автора к миледи - пример объективности
19-Мар-2008 03:45 pm none (UTC)
Хе-хе, неисчерпаемую жилу вы нащупали, Наталья.
Ну, я много писать не буду, вы знаете как я к вам отношусь.
С нетерпением жду продолжения.
19-Мар-2008 04:11 pm none (UTC)
завтра постараюсь выложить.
19-Мар-2008 05:02 pm none (UTC)
спасибо! очень, очень интересно, буду ждать продолжения с огромнім нетерпением!
19-Мар-2008 05:17 pm none (UTC)
договорились ))
19-Мар-2008 05:13 pm none (UTC)
по-моему, в конце 19, 20 веках была мода на таких "больных" героев. там куда ни плюнь - все сплошь как минимум невротики.
19-Мар-2008 08:05 pm none (UTC)
так и сейчас таких немало, увы.
19-Мар-2008 07:19 pm none (UTC)
Наташа, я тоже жду продолжения. С преамбулой по поводу самообмана и самообольщения согласна. "Тьмы низких истин нам дороже..."
19-Мар-2008 08:04 pm none (UTC)
мой жж сегодня весь вечер хреново работает. завтра выложу еще часть ))
19-Мар-2008 07:49 pm none (UTC)
Не всегда и не во всем соглашаюсь с Вами - но читать интересно. Как-то "слетают" штампы восприятия и хочется перечитать саму книгу заново. Спасибо.
19-Мар-2008 08:03 pm none (UTC)
дальше будет интересней )))
19-Мар-2008 08:33 pm none (UTC)
"И знал, хотя не без греха,
Из "Энеиды" два стиха". (с)

Сможете - навскидку? Хоть один стих? Можно с "грехом".

Это ни в коем случае не в пику. По поводу Анны и Катерины я вообще полностью согласна, про Татьяну тоже - частично. ИМХО, если бы она вышла замуж, скажем, за Онегина, то у нее были бы все шансы для саморазвития.
20-Мар-2008 08:08 pm none (UTC)
Ну, Вы и из Онегина цитату переврали.
19-Мар-2008 09:43 pm none (UTC)
А если подобный персонаж - твоя биологическая мать, которая уже вбила в тебя деструктива выше крыши ещё до того, как ты стал способен критически оценивать окружающее?
20-Мар-2008 08:28 pm none (UTC)
ну, если ты все-таки стал способен оценивать критически, то время все валить на мать прошло.
19-Мар-2008 09:46 pm none (UTC) - Спасибо.
Я сам этой книжки не читал, но читал много критики, даже с полгода назад слушал оперу в Метрополитан, очень плохую постановку.

По жизни у меня была подруга, похожая на описанное Вами ...
20-Мар-2008 02:40 pm none (UTC)
Спасибо Вам! До сих пор помню, как нас в школе имели в мозг этой Татьяной. Просто по-человечески приятно, пусть даже через столько лет, прочитать нечто противоположное!
20-Мар-2008 08:27 pm none (UTC)
тогда читайте дальше!
21-Мар-2008 04:49 pm none (UTC)
"Так уж сложилось (и сложится еще не раз), что все интересные романы написаны о людях душевнобольных. Именно душевная болезнь делает этих персонажей столь оригинальными, наделяет их немереными страстями и заставляет совершать интересные роковые ошибки."

В свете процитированного меня весьма интересует Ваше мнение по поводу центральных персонажей романа М. Пьюзо "Крестный отец".
21-Мар-2008 04:54 pm none (UTC)
Мне кажется, что Т.Ларина (замужняя дама) - человек вполне компетентный и ответственный в своих поступках. Ее ответ Онегину продиктован заботой о будущем, о репутации детей и внуков. Попробуйте взглянуть с такой точки зрения;-)
21-Мар-2008 10:22 pm none (UTC)
Очень интересный взгляд. Я давно подозревал это :-)
Что Татьяна набитая дура я знал давно и этот факт, кстати, очень красноречиво подтверждается тем, что сам АС Пушкин женился не на какой-то томной дуре, а вовсе на красавице-кокетке Ольге-Наталье :-)),
спасибо, что не на Анне Керн.
Подписался на Ваш блог. Жду дальнейших разоблачений!
28-Мар-2008 08:36 am none (UTC)
есть один тру герой - агент Смит...
28-Мар-2008 03:10 pm none (UTC)
За, что же вы её(их) так? И потом, где критерий нормы? Меня вообще пугают "нормальные" люди, я жду отних каких-то совершенно жутких тайных пороков. Если своими словами: когда один человек громко кричит и размахивает руками на улице так им занимаются либо врачи либо милиционеры, а когда таких субъектов больше десятка, всем ясно, что у людей праздник и их трогать не надо. А, что касается самообмана, Юнг ввёл в психологию термин "рационализация" - т.е. рациональное объяснение человеком собственных поступков выгодным для себя образом и если выбросить из летиратуры все патологические персонажи, то самообман всёравно останется, а вот литературы не будет.
28-Мар-2008 10:34 pm none (UTC)
По поводу психопатологии в литературе - соглашусь, ничто не вызывает больший интерес у определенной группы читателей и не дает почвы для различных сюжетных ответвлений - как наличие дисгармонии характера у главных героев, а то и явных симптомов душевного заболевания. Это было и в классической литературе, это особенно бросается в глаза в прозе современной.

Но на мой психиатрический взгляд у Татьяны Лариной ничего подобного и близко не было, вполне себе вариант нормы - уж поверьте)) приведенные доводы ничего не доказывают, это общие места и психологизмы.
28-Мар-2008 11:06 pm none (UTC)
*уж поверьте))*

я поверю вам, а вы поверьте мне.
14-Апр-2008 07:38 am none (UTC) - 1)Мадам, Вы-врач-психиатр по профессии?:))
Сильно сомневаюсь!:)
Настоящие врачи с такой легкостью диагнозы не раздают.
2) Навязываете свое мнение как раз именно ВЫ. И это крайне неприятно. Более того,тех, кто с Вами в чем-то не согласен, обзываете дураками, лжецами, психбольными и т.д. и т.п. Некрасиво это, мадам!
А я чем больше Вас читаю, тем больше у меня то, что Вы пишете, вызывает неприязнь.
Это в чем-то напоминает попытку "железной рукой загнать человечество в счастье"(ну, я утрирую,конечно,но что-то общее есть).
20-Май-2008 06:47 pm none (UTC) - А почему вы не умеете
употреблять деепричастные обороты?
"Начитавшись восторженных статей про эту явно психически нездоровую девушку, во многие головы накрепко западает мысль, что..." - это что такое?!
20-Май-2008 07:30 pm none (UTC) - Re: А почему вы не умеете
блять. я умею употреблять деепричастные обороты - в тексте их миллион, и я все их употребила. Но вот в одном месте допустила ошибку. и обязательно придет тупая козлина, которая заметит соринку на зеркальной поверности и начнет выебываться. Повыебывалось? теперь уебывай отсюда.
2-Июл-2008 06:36 am none (UTC) - Несколько важных примечаний.
Доброе утро, Наталья.

Я прочитала первую часть Вашей статьи и очень огорчилась, поэтому пишу Вам это послание.
Название данной статьи - "Татьяна Ларина как объект психиатрии", что подразумевает, во-первых, структурированный научный текст, во-вторых, общее знакомство хотя бы с терминологией. Данная ситуация свидетельствует о том, что неуважение в обществе к Слову и Смыслу стало обычным явлением.

Я не буду перечислять все косяки данного текста, ограничусь лишь самыми показательными.

- "скорее похожей на устойчивую невротичку или шизоидную психопатку".
Я вижу здесь вопиющую безграмотность, очевидную даже для такого непрофессионала, как я. Вы абсолютно не знакомы с разницей между нормой и патологией. У психопатий есть совершенно чёткие и жёсткие критерии (Ганнушкин - Кербиков):
а) психопатия стабильна во времени. То есть практически не меняется на протяжении всей жизни.
б) психопатия тотальна. То есть в проявления характера она обнаруживается повсюду: в любых местах и при любых обстоятельствах. И третий самый важный признак:
в) социальная дезадаптация. То есть психопат - хронический неудачник.
Для более подробного анализа отсылаю Вас к "Клинике психопатий, их статика, динамика, систематика" Ганнушкина.
Перейдём к норме.
Критерий в этом случае нам нужно знать один: если у человека нет даже одного-единственного из перечисленных выше признаков, то это уже не психопатия. Это акцентуация. Многообразие акцентуаций образуют ту самую пресловутую Норму.
Исходя из критериев типов акцентуаций по Личко, можно легко выяснить принадлежность человека и его "места наименьшего сопротивления" (также их можно называть "слабыми звеньями").
Например, я - классический гипертим.
Татьяна Ларина в подростковом возрасте обладала чертами шизоида, об этом говорят её нелюдимость, недостаток интуиции в процессе общения, быстрая истощаемость, увлечения, отличающиеся силой и постоянством.
Вы, судя по тексту - истероид, об этом говорят приувеличения, приукрашивания, эпатаж, а также поверхностность суждений.

- "Отдельно остановлюсь на самой верхней точке глупости критиков – на якобы высоконравственных соображениях Татьяны".
Здесь мы бегло затронем два вопроса: во-первых, о соотношении характера и личности, во-вторых, критерии сформировавшейся личности.
Общепризнана следующая формула: "Индивидные свойства (т.е. характер со всеми его акцентуациями и психопатиями) есть условия, или предпосылки, формирования личности" (А. Н. Леонтьев).
На настоящий момент выделены следующие критерии сформировавшейся личности (Леонтьев):
а) способность субъекта к опосредованному поведению. То есть у человека существует иерархия социально-значимых мотивов, позволяющая преодолевать собственные непосредственные побеждения.
б) способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов-целей и принципов. Это предполагает наличие самосознания как самостоятельной особой инстанции личности.
В случае с Татьяной Лариной мы ясно видим, что у неё, во-первых, прошел сдвиг мотива на цель, во-вторых, успешно прошла идентификация по новым авторитетам, в-третьих, были приняты и освоены социальные роли.
Таким образом, с этого этапа анализировать Татьяну лишь как характер некорректно, необходимо анализировать её личность.

Исходя из вышеизложенного, не могу не порекомендовать Вам ознакомиться с образцом того типа исследований, которое Вы пытались создать, - с публикацией В.А. Зимина "По ту сторону супружеской измены (на материале фильма Стенли Кубрика "Широко закрытые глаза")" в "Журнале практической психологии и психоанализа" (http://kinocenter.rsuh.ru/zimin2.htm).

С уважением и надеждой на взаимопонимание.
6-Май-2009 03:02 am none (UTC)
Наталья, Вам должно быть интересно (в тему):

http://regenta.livejournal.com/372689.html

Тут я и Вашу точку зрения защищаю от заштампованной восторженности.
6-Май-2009 12:00 pm none (UTC)
прочитала ))) спасибо за ссылку, действительно было интересно почитать, но исключительно вас. Вас всегда интересно читать. Очень жесткий, трезвый, конструктивный ум у вас. А вот с тем, что подобные вашей оппонентке люди впадают в заштампованную восторженность и наотрез отказываются от нее избавиться, не соглашусь. Слишком яростные нападки на мою работу - это говорит о личностном отрицании, о гневе даже. С чего бы гнев и ярость? С чего бы ненависть? Причина одна - эти люди видели в Татьяне и проч. СЕБЯ, причем именно такими вот милашками и тонко чувствующими пусеньками, как их выставляли точно такие же критики - точно так же не желающие видеть правду О СЕБЕ. А правда эта либо смешна и неприглядна, либо прямо преступна. Вот они и бесятся - из-за того, что правда сказана и теперь им уже не прикрыть свою гадость светлым образом.

А я вот сейчас над Отелло работаю. Хотите, дам ссылку. когда начну публиковать?
This page was loaded Июл 11 2009, 12:18 am GMT.