Наталья Воронцова-Юрьева
СССР. Уроки музыки. Пианино. 
4-Июл-2008 07:00 pm
NVU

     Советское пианино… По большому счету эта эффектная лакированная коробка никогда и не была музыкальным инструментом – у нее была задача намного ответственней и масштабней. Советскому пианино, рожденному на мебельных фабриках,  была уготована печальная участь  – служить идейным выразителем, идеологическим рычагом и социологическим показателем растущего благосостояния советских людей.

     «Красный октябрь», «Лирика», «Лира», «Заря», «Волна», «Ноктюрн», «Элегия»,  «Нотка», «Октава», «Аккорд», «Москва», «Урал», «Украина», «Беларусь», и совсем уж изумительное название - "Музтрест" Втиснутые в новостройки хрущевок и коммуналки сталинских домов, они были когда-то флагманами тех самых неуклонно повышающихся культуры и быта, как писала советская пресса.

     Теперь они никому не нужны. Их свозят на дачи, слезно умоляют забрать, их безжалостно потрошат, превращая в уродливые шкафы и комоды.

     Но они еще живы, эти домашние мамонты советской эпохи. Они еще умирают стоя – безмолвно и медленно…


ATOYAN, Armen. Music Lesson, 1950

***
     Конечно, были и рояли. И художники ушедшей эпохи любили изображать их даже больше, чем пианино. Но то художники, а то жизнь. А на жизнь в то время отводилось строго по пять квадратных метров на человека. Какой уж тут рояль.
     В 1960-е годы пианино было предметом воздыханий многих советских людей. Вернее, родителей. Можете называть это пошлой мечтой обывателей. Я же называю это естественным любопытством к предметам ну хоть какой-нибудь роскоши. Хрусталь, а еще чаще хрустальная крошка (разницу простые советские люди абсолютно не улавливали и даже не знали о ней), импортный сервант, книжные полки с красочными новенькими корешками, пианино – вот, собственно, и весь нехитрый список семейных ценностей тех лет. 
     В 1970-х реестр благосостояния пополнили гжель, хохлома и китайские термосы. В 1980-х  все это уже пылилось на антресолях, серванты и книжки еще признавались необходимыми, а вот пианино в тесных квартирах уже начинали раздражать. И отчаявшиеся смельчаки уже потихоньку сплавляли дорогой инструмент в деревни к родственникам под тем предлогом, что на нем все равно никто не играет. Да и не играл никогда...


Мазитов А.Н. Девочка за пианино.

    
[info]nsemyonova: «Швейные машинки, на которых никто не шьёт, равно как и пианино, на котором никто не играет, и библиотеки, которых никто не читает, были в советском обществе лишь символами благополучия, знаками того, что семья развивается в правильном направлении». http://nsemyonova.livejournal.com/99565.html


Алексей пахомов. "Урок музыки". 1958 г.

    
[info]from_arh : «Была такая мода в советские времена, когда каждая интеллихххентная семья старалась завести дома пианино и отдать ребенка в музыкальную школу :-). Меня, например, в 6 лет не взяли в нее, т.к. "у девочки руки уже испорчены художественной гимнастикой". Но даже у моей бабушки в Ростовской области, в доме с водопроводом и удобствами на улице в зале стоял рояль и мы с сестрами бацали на нем "собачий вальс"». http://from-arh.livejournal.com/55390.html

***
     Мы еще помним уничижительные фразочки из самых дремучих советских времен: «Эх ты, а еще в шляпе!» или «Эх ты, а еще в очках!». То же самое с полным правом можно отнести и к пианино. Потому что пианино в те времена – да, прежде всего было символом благосостояния, и даже пошлым символом, однако официальная идеология упорно  и наперекор очевидному декларировала присутствие в доме пианино как непременное наличие в его владельцах духовности – дескать, выбрасывать такие деньжищи способна только глубоко нравственная семья.


Бурак А.Ф. "К сыну за помощью". 1955

    Вот почему изображение пианино на этой картине, по замыслу художника, должно было чрезвычайно подчеркнуть глубоко чуждое советским людям стяжательство и бездуховность сыночка и его жены, у которых нашлись деньги даже на такую дорогую вещь, как пианино, а вот матери помочь - этому сыну денег жалко…Эх ты, а еще пианино в доме!


***
     Советское пианино было всюду. В ЖЭКах, в красных уголках, в домах отдыха, на заводах и фабриках, в школьных актовых залах и, конечно же, в детских садах. 


Суворова А.П. «Урок пения», 1976

     Музыкальный работник – удивительное название профессии! – разучивал с детишками незамысловатые песенки и обеспечивал музыкальный фон на детских утренниках. Советские детские песни, старательно вызубренные в детском саду,  – мой личный золотой фонд. Да и не только мой.



Ладягин В. И., 1946

***
     Обычная районная общеобразовательная школа  музыкальным разнообразием не баловала – пионерские и комсомольские песни, гимны молодежи, политический репертуар «за мир». Скромное удовольствие приносили школьные вальсы. Непременным атрибутом внешкольной программы были ученические хоры, в которые брали всех.


Драченко П. "Пионерская песня". 1959 г.

***
     Да, о пианино мечтали, но было оно не у всех. Далеко не у всех. Слишком дорого и слишком громоздко. Пианино, стоящее в обычной двухкомнатной московской квартире на окраине, я впервые увидела лет в девять, придя в гости к своей однокласснице. Одноклассница была отличницей, а кроме того, всех детей она называла не какой-нибудь там Машкой или Колькой, а исключительно Колей и Машей. И никогда не бегала на переменах. Поэтому я не слишком удивилась, что в ее доме есть пианино. Больше всего я удивилась тому, что на нем играет не только она сама, но и ее мама. То, что детей учили музыке, про это я уже знала – видела гордо вышагивающих по двору девочек с большими коричневыми папками в руках. Но чтобы на пианино играли родители?.. Им-то это было зачем?!

 
Бархатков А.С. "Первая песенка". 1958

***
     Музыкальная школа – это еще одна отдельная советская песня. Некоторых детей туда действительно водили, некоторые даже ходили туда сами и с радостью, но большинство детишек туда все-таки таскали, мотали и орали при этом, чтобы не смели прогуливать.
 

Старкова М.Л. "Урок музыки". 1951 г.

***
     Музыкальные школы - как и все остальные советские учебные заведения - также являлись способом идеологического зомбирования.


     [info]ber1inka : «Посмотрела детский фильм "Иностранка" 1965 года, про то, как французская девочка в пионерском возрасте приезжает в Одессу на пару дней с бабушкой и жалуется советским школьникам, что не может ходить в музыкальную школу, потому что за нее во Франции надо платить. А бабушка, сбежавшая из России во время революции, уже не пытается вернуть отцовский дом в Одессе, потому что в этом доме в коммунальных квартирах живут доблестные труженики – учителя, врачи и простые трудяги, которым по справедливости положено жилье. Не смотрели? Очень рекомендую, обогащает». 
http://ber1inka.livejournal.com/2476.html

***
     От музыкальных школ стонали, нагрузка получалась чудовищной.  Но за всю свою жизнь я не встретила человека, который бы спустя годы не сказал музыкальной школе спасибо. Впрочем. и в те времена бывали в музыкальном образовании и сладостные моменты…
      

Е.Ткаченко "Уроки музыки". 1954

     [info]tsarevna_nataly : «В моем советском еще детстве предметом роскоши было пианино. О, ты ходишь в музыкальную школу – значит, ты крутой, не как все. Ты можешь втереться в доверие к училке по пению, она включит тебя в группу участников на каком-нибудь самодеятельном концерте – и все, пять минут славы, и ты сразу начинаешь нравится абсолютно ВСЕМ мальчикам, а не только тому, с которым свела тебя воля случая по имени Мария Кирилловна или Серафима Тихоновна». http://tsarevna-nataly.livejournal.com/79837.html  

***
 
     Детьми, разучивающими гаммы и знающими, что такое сольфеджио, искренне гордились. И все-таки, как ни жаль, пианино в советском доме, повторюсь,  прежде всего являлось предметом роскоши, а уж потом музыкальным инструментом. А роскошь у непривыкших к ней людей требовала уважения больше, чем музыка. Тем более роскошь, которую всем видать. Поэтому пианино непременно украшалось семейными достижениями – спортивными кубками, хрустальными вазами, массивными часами с бронзовыми конями на кружевных салфетках. Хотя, разумеется, были и те, кто берег, и лелеял, и всячески украшал инструмент исключительно из уважения к музыке.
  

В. Жолток. Зима пришла. 1953

[info]tsarevna_nataly : «Пианино в квартире было признаком интеллигентной и развитой семьи. Его любовно накрывали  кружевной салфеткой, запрещали бренчать все, что придет в голову, а только то, что по нотам. Рядом с пианино, на полу стояла обязательная банка с водой – чтоб не рассыхалось, бережное отношение к дорогому предмету делало пианино чем-то запредельным и культовым. Мне, например, запрещалось дотрагиваться до него руками без надобности – полировку попортишь, а так нравилось пройтись пальцами по ореховой гладкой поверхности.


Визина В.Э. "За роялем"

     По воскресеньям приходил настройщик. Проверить, поговорить. Наш настройщик Владислав Михайлович достался нам по большому блату - аж за три бутылки «Пшеничной» и три бутылки армянского коньяка КВ, эти дары требовалось принесть некоей Александре Степановне из Гнесинского училища, та порекомендует нас какому-то Михаилу, у Михаила есть выходы на нужных людей, а у тех – есть настройщик.

     Так вот, он приходил, тыркал по клавишам, чего-то подкручивал, а потом садился и играл «Очи черные», «Не вечернюю» и прочие цыганские песни – дед очень любил Владика, и всегда ждал его прихода. Владику было тридцать лет, и он сбегал к нам от семьи, чтоб просто поиграть от души.
     Еще была учительница Эдита – мамина подруга. Она жила на Сходненской. Три раза в неделю бабушка забирала меня из сада после обеда (что неимоверно поднимало мой авторитет в среде сверстников) и мы ехали на 199-м автобусе. По пути бабушка
кормила меня вареными яйцами и яблоками. Мы разучивали пьесы Майкапара, и там я впервые узнала про Моцарта – впервые столкнулась со словом гений. Осознав весь ужас своей бездарности, я принялась писать оперу, потом забросила, решила заняться симфонией... короче, трудно пережила известие о маленьком зальцбургском великом композиторе.


Лященко А.И. "Пианистка".

     Недавно была у родителей. Все то же. Те же ноты, та же банка... и даже крышка пианино любовно прикрыта салфеткой. И мама говорит: не трогай полировку и не бренчи из головы, вот, возьми ноты... Не смогла сдержать слез. вспомнила и про музыкальную школу, и про Моцарта, и вообще. А вместо моей музыкальной школы – теперь какое-то неведомое хоровое заведение. И тетки по телефону грубые».
http://tsarevna-nataly.livejournal.com/79837.html


 

Comments 
4-Июл-2008 03:49 pm none (UTC)
В моей школе в вестибюле стояло пианино. Черное, ободранное, с двумя медными подсвечниками по краям. Стояло недалеко от стола очень злой бабы ЗоиСкорее всего его "списали", потому что на уроках пения училка играла на другом пианино, явно поновее. И вот однажды утром придя в школу я увидел, как это старое пианино вытаскивали на улицу и грузили в машину какие то дядьки. А так как это пианино шло на выброс, то они его чтобы легче было тащить разобрали частично. Сняли верхнюю крышку и переднюю стенку, над клавишами. И вот под этой стенкою обнаружися двуглавый царский орел. Он был выпуклый и раскрашен эмалью. На чугунной детали, ну в которой струны, не знаю как это называется.. Мы столпились тогда вокруг этого остова пианино и перешептывались "Ух ты... смотри, орел то царский"..
4-Июл-2008 03:54 pm none (UTC)
да. как жалко-то.
4-Июл-2008 04:14 pm none (UTC)
У нас было пианино. Черная "Октава". Коричневое стоило на 100 рублей дороже, и у родителей-инженеров не было этих 100 рублей.
Сестра училась в музыкальной школе, училище, консерватории.
А я спала под звуки гамм.
Она - замечательная пианистка, а работает сейчас в Москве страховым агентом. Потому что музыкальному ркуоводителю в садике платят сущие копейки.
4-Июл-2008 05:18 pm none (UTC)
это что же, из-за цвета на 100 рублей больше?! А сколько оно стоило - коричнвое? И как оно назвалось?
4-Июл-2008 04:19 pm none (UTC)
У нас в коммуналке стояло пианино и мама часто на нем играла. Т. е. оно не для мебели было и не для престижа. Даже в голову такое не приходило:) Кстати марка была "Музтрест", в Вашем списке нет почему то. Это пианино потом и в хрущевку перехало, мой сын еще на нем учился играть:) Сама я категорически отказалась, о чем очень сожалею:)
4-Июл-2008 05:19 pm none (UTC)
да, были люди, которые на пианино играли ))) а не только для мебели ))) Музтрест - это супер! Я не знала. сейчас вставлю
4-Июл-2008 04:52 pm none (UTC)
Напишите, пожалуйста, про роль книг как предмета престижного потребления советского человека. Очереди на подписку с отмечаниями, знакомства в этих очередях, доставания книг с переплатой, дежурство у букинистов, выставление многотомников за стеклом, книжные рынки, собирание библиотеки как способ самореализации, зарубежные альбомы Дали. И как все это рухнуло, когда теперь можно распечатать любую книгу нажатием кнопки.
4-Июл-2008 05:22 pm none (UTC)
это у меня давно в планах стоит )) И подборка уже есть.
4-Июл-2008 05:00 pm none (UTC)
По-моему, норма была не 5, а 9 квадратов на человека (мы занимались жилобменом, и меня навсегда это отложилось).
А что такое хрустальная крошка?
4-Июл-2008 05:23 pm none (UTC)
в 1960-х норма была 5 метров. и долго была! где-то в 70-х, в конце самом стало 9.
4-Июл-2008 07:16 pm none (UTC)
Я не согласен! Во многих интеллигентных домах никаких пианин не было. Детей учили играть на скрипках.
4-Июл-2008 07:18 pm none (UTC)
а у тех, кто учился по скрипке, в обязательном порядке был класс фортепиано.
4-Июл-2008 07:17 pm none (UTC)
Но за всю свою жизнь я не встретила человека, который бы спустя годы не сказал музыкальной школе спасибо.

А я сама такая, и много встречала. Ненавидела эту музыкалку, и как закончила ее - закрыла пианино навсегда. Но дело этим не ограничилось - после нее я только лет через ДВАДЦАТЬ смогла получать от классической музыки удовольствие, а не скуку. Очень стойкий рефлекс оказался. Тупая зубрежка, годами одно и то же, а занятия по хору, где пять лет пели одну песню про героев-отцов? Нэнавижю.

А как я хотела в художку, рисовать! Но мне было отказано, потому что "рисование это баловство, а музыка это кусок хлеба, будешь в детсадиках играть, хорошая работа".
Не вышло.
4-Июл-2008 09:40 pm none (UTC)
Беееедненькие...
А я в музыкалку отдана не была по причине отсутствия способностей, и дико от этого страдала, и завидовала, и даже наезжала на родителей. Потом уже поняла, что страдала зря, три аккорда на гитаре и так выучила, но то ж потом...
=)))
4-Июл-2008 07:19 pm none (UTC)
Минула меня чаша сия!:)
А за статью спасибо! Очень интересно!
4-Июл-2008 07:42 pm none (UTC)
Маму зставляли играть на пианино, так что она навеки возненавидела музыку. Сама я ограничилась, к счастью, "пятью блатными" на гитаре.
4-Июл-2008 07:55 pm none (UTC)
Я- дитя 80-х годов. В детстве грезила пианино. Когда родителям бабушка предложила на выбор - телевизор или пианино, они выбрали пианино. С удовольствием ходила в музыкальную школу, совершенно отличная от обычной школы атмосфера. Все, кто там учился, учился не из под палки. Я даже лишний год взяла поучиться. Пианино (Riga) стоит дома, иногда играю. И с учительницей своей встречаюсь.
4-Июл-2008 08:47 pm none (UTC)
Музыкальные школы - как и все остальные советские учебные заведения - также являлись способом идеологического замбирования.

Да-да-да, зАмбирование, что еще-то. Превращение советских граждан в замбийских охотников за носорогами посредством изучения сольфеджио.
4-Июл-2008 10:22 pm none (UTC)
спасибо что заметили. сейчас исправлю. а вот без подъебок обойтись вам было явно никак - комплесы наверно.
4-Июл-2008 10:27 pm none (UTC)
Из моего ЖЖ:
ЗВУК ЛОПНУВШЕЙ СТРУНЫ
Возвращался вчера вечером после прогулки через наш двор – и вдруг: чу! Струна звенит в тумане… Потом вторая, третья… Не послышалось ли?! Тем более, тумана никакого нет, белые ночи скоро - и допоздна светло как днём. Приблизившись к помойке, вижу, как у мусорных контейнеров деятельно шевелятся три фигуры. И опять – дзыннь… дзыннь… Что такое?
Оказывается, молодые узбеки колдуют над декой выкинутого и уже где-то раскуроченного пианино: не поручусь, но скорее всего, «Красный Октябрь». Уж точно не старинный “RHOENISCH”, стоявший когда-то давно у нас дома. Мама преподавала в музыкальной школе, я тоже вроде бы учился – во всяком случае, часов над клавишами прошло немало.
Узбеки отвинчивают колки – и струна, вырвавшись на свободу, издаёт последний стон. Добывают, пояснил один (способный кое-как к беседе) «цветной металл». Что ж, какие тут могут быть претензии? Ровно никаких – даже похвально: почему бы не пустить в дело заведомый утиль? Всё равно пропадёт на свалке. Бывало ведь, что крали откуда попало жизненно необходимые детали - из меди, например. И кто? Чаще всего, вероятно, местные бомжи или ворюги-профессионалы. И тут этих смуглых юношей-трудолюбивых мигрантов упрекнуть не в чем: ничего противоправного они не совершают. Но, почувствовав, кажется, глубинную (кощунственную?) подоплёку ситуации («Не трожьте музыку руками!») мой собеседник покачал головой: вот, дескать, все хотят нынче слушать только «тыц-тыц», не нужна никому классика – вот и выбрасывают из квартир лишний хлам… Тоже верно - и тут возразить нечего… Книги тоже стали мешать… Однако как-то грустно стало – невыносимо… Постоял ещё, посмотрел – и пошёл куда шёл.
…Вдогонку снова донёсся до ушей «звук лопнувшей струны – замирающий, печальный».

5-Июл-2008 02:17 am none (UTC)
Скажу слово в защиту пианино. Вначале было какое-то немецкое старье, доставшееся родителям по дешевке, потом "Беларусь", одно из первых, с немецким механизмом. Начал учиться поздно, потом с пианино перешел на аккордеон, что помогло мне немного
запаботать продержаться в трудныые годы, когда учился в Мединституте. Пианино привило мне любовь к классической музыке, которую знаю и люблю до сих пор. Пианино помогало мне освоиться и любой компании... Жаль, что нет у меня пианино, которое мы продали за бесценок перед эмиграцией и которое унесли,как большое животное, связанное за ноги перед закланием...
5-Июл-2008 08:51 am none (UTC) - Для коллекции
СССР 60-х в фотографиях Дина Конгера.
http://drugoi.livejournal.com/2658326.html#cutid1
5-Июл-2008 10:11 am none (UTC)
Да! даже в глухих деревнях бывало стоит пианино под салфеткой! Новое! Полированое! А дети в грязи, вшивые, в избе вонища, куры.
НО! Кстати, из домов где оно было, дети чаще всего уезжали в город!
Т.е это некий символ свободы для советских граждан:)))! Катализатор пассионарности.:))))
5-Июл-2008 05:19 pm none (UTC) - Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое...
чего так на пианино накинулись? в музыкальную школу невзяли, отого и комплексы?

не смешно хаять строй, который нас вырастил и выкормил. уж навсеж легче жилось, чем щас, пусть "гюгЮ и дюмУ" выдавали по записи...
8-Июл-2008 09:06 pm none (UTC) - "Дядя, ты дурак?" (с)
Вас, дорогуша, мождет быть, вырастил строй, а нас вырастили наши родители, а строй этот ваш обкрадывал и унижал наших родителей и нас заодно. Вам, возможно, жилось легче и вкуснее, чем щас. Но большинству (мне, например) жилось мутно и противно, как в презервативе. Тупая была жизнь, которую расцвечивать и одушевлять удавалось неимоверными усилиями и наперекор строю.
6-Июл-2008 08:39 am none (UTC)
Родителей в детстве терзали "музыкалкой", причем папа еще способен хоть что-то подобрать со слуха (притом не доучился), а мама вообще могла играть только по нотам, и забыла все, едва закончив обучение (полностью). Еще не встретившись друг с другом, они дали себе зарок: "мои дети в этот ужас ходить не будут". И нас с брательником отдали в спорт. За что им от меня, нынешней, поклон и благодарность - способностей-то у меня нет ни к спорту, ни к музыке, зато есть здоровое, умеющее двигаться тело.
6-Июл-2008 03:12 pm none (UTC)
О, как я мечтала о пианино, о музыкалке. Как жестоко ненавидела моих подруг, которых родители заставили учиться музыке. У меня за них получались уроки, но продолжалось счастье, пока родители не обнаруживали за пианино не любимую дочь, а меня. А мои родители считали, что музыка - это так, чепуха. Так что в музыкалку пошли мои дети. Когда захотели. И бросили, когда захотели.
9-Июл-2008 03:56 pm none (UTC)
==официальная идеология упорно и наперекор очевидному декларировала присутствие в доме пианино как непременное наличие в его владельцах духовности

Я выросла при советской власти, и могу сказать: ничего такого официальная идеология не декларировала. Мой папа был заместителем секретаря парткома завода, в жизни от него не слышала, что пианино - символ духовности.

А по сути поста... Да, это ужасно, что в страшном тоталитарном прошлом детей мучили классической музыкой и гнусной музыкальной пропагандой борьбы за мир. Сейчас знамо дело лучше: счастливые цветы жизни с удовольствием и гигабайтами потребляют Диму Билана, Тимати и группу "Шпильки". Вот это я понимаю: настоящая духовность!
10-Июл-2008 01:15 pm none (UTC) - точно
>А по сути поста... Да, это ужасно, что в страшном тоталитарном прошлом детей мучили классической музыкой и гнусной музыкальной пропагандой борьбы за мир. Сейчас знамо дело лучше: счастливые цветы жизни с удовольствием и гигабайтами потребляют Диму Билана, Тимати и группу "Шпильки". Вот это я понимаю: настоящая духовность!

точно
9-Июл-2008 05:06 pm none (UTC)
Мне обычно нравятся ваши материалы. Вы пишете интересно и, как правило, доказательно. Это ваше сообщение я сначала не стала читать. То есть прочитала то, что было не под катом, сильно удивилась, расстроилась и под кат не полезла. Потом забыла. А сегодня одна моя френдесса дала ссылку на этот ваш материал, и я его всё-таки прочитала. Удивилась и расстроилась ещё больше.
Наталья, простите, но эта статья фантастически тенденциозна. Такое впечатление, что вы наметили себе план-схему под названием "Пианино и музыка в СССР как квинтэссенция тоталитаризма и совка" и всё, что можно и что нельзя, старательно запихиваете в это прокрустово ложе.
Если позволите, пройду по некоторым положениям вашей статьи.

Советское пианино… По большому счету эта эффектная лакированная коробка никогда и не была музыкальным инструментом – у нее была задача намного ответственней и масштабней.

Вот здесь я и остановилась при чтении, потому что слегка подавилась вопросами.
?????
Почему пианино никогда не было музыкальным инструментом? То есть на нём никто никогда не играл? Странно. Я жила в СССР, у нас было пианино, на нём играли я, моя сестра, все приходящие в гости и даже папа (одним пальцем чижика-пыжика).
У кого пианино не было инструментом? Вы опрашивали людей на эту тему? Достаточно ли репрезентативной была выборка опрашиваемых?

Советскому пианино, рожденному на мебельных фабриках, была уготована печальная участь – служить идейным выразителем, идеологическим рычагом и социологическим показателем растущего благосостояния советских людей.

У нас в семье покупка пианино никаким образом не свидетельствовала о подъёме нашего благосостояния. Пианино было куплено в рассрочку, и каждый месяц нужно было отдавать 20 рублей, чтобы погасить кредит. Как было благосостояние неважным, так и осталось. А покупать пианино нужно было, потому что мы с сестрой учились в музыкальной школе, и заниматься, конечно, лучше было дома, чем в музыкальной школе по вечерам.

А пианино - "Родина" (не упомянутая вами)- оказалось очень хорошим. Оно мне прослужило долгие годы. Я на нём играла и в школе, и в училище, и в консерватории.

Их свозят на дачи, слезно умоляют забрать, их безжалостно потрошат, превращая в уродливые шкафы и комоды.

Оно бы стояло у меня и дальше, но мы перевезли от родителей мужа ещё одно пианино, которое было компактнее. Я бы оставила оба, но размеры квартиры не позволили этого. Свою "Родину" я отдала знакомой.

однако официальная идеология упорно и наперекор очевидному декларировала присутствие в доме пианино как непременное наличие в его владельцах духовности – дескать, выбрасывать такие деньжищи способна только глубоко нравственная семья.

Где вы видели эти декларации?! В каких официальных идеологических документах прочитали?! Почему я этого не видела, не слышала и не читала?
Ни на одном пионерском сборе, ни на одном комсомольском собрании, ни на одной политинформации я такого не слышала! Ни в одной газете не читала!


Вот почему изображение пианино на этой картине, по замыслу художника, должно было чрезвычайно подчеркнуть глубоко чуждое советским людям стяжательство и бездуховность сыночка и его жены, у которых нашлись деньги даже на такую дорогую вещь, как пианино, а вот матери помочь - этому сыну денег жалко…Эх ты, а еще пианино в доме!

Наталья, ну это просто очень грубая тенденциозность. Или я не в курсе, и художник оставил какие-то воспоминания о том, какой замысел он вкладывал в картину? Мне кажется, что сын сам по себе, а пианино само по себе. Как говорится, одно другому не третье (с).

10-Июл-2008 01:12 pm none (UTC) - Re: Продолжение.
>Вот почему изображение пианино на этой картине, по замыслу художника, должно было чрезвычайно подчеркнуть глубоко чуждое советским людям стяжательство и бездуховность сыночка и его жены, у которых нашлись деньги даже на такую дорогую вещь, как пианино, а вот матери помочь - этому сыну денег жалко…Эх ты, а еще пианино в доме!

Ну, тут-то, пожалуй, и верно. Хотя тема "вневременная" - такую ситуацию можно было нарисовать хоть в 19 веке. Тоже могла приехать из деревни мать к сыну-"нуворишу". И изображены были бы другие предметы, подчеркивающие общественное и материальное положение сына.

В принципе посыл верный:
- действительно, обучение музыке было тогда "модой". И далеко не все дети этого хотели или нуждались в этом;
- порядочное число людей покупали пианино (да и книги в красивых переплетах), чтобы кому-то пустить пыль в глаза;
-

Но все вышесказанное было, кстати, и до революции. Тогда, правда, на ф-но умел играть больший процент людей из "среднего класса" - 1) полагалось в качестве элемента воспитания; 2) не было (или было очень мало) проигрывателей и магнитофонов - и, соответственно, "носителей". Чтобы услышать хорошую музыку (а концерты солистов "на уровне" - вещь нечастая), волей-неволей нужно было пытаться играть самому.

Это, что характерно, отметил Прокофьев, когда писал из-за границы Н. Я. Мясковскому: примерно с конца 1920-х гг., по мере распространения пластинок ("рекордов", как тогда говорили), резко упал спрос на четырехручные переложения опер, симфоний и т. д. Зачем трудиться самому, если можно послушать?
А вот в тогдашнем СССР такого вала "рекордов" не было и спрос на 4-хручные ноты еще сохранялся... Да, собственно говоря, Николай Яковлевич Мясковский никогда и не отказался бы (как и его друзья-музыканты) сыграть собственноручно новое или даже известное произведение. Все его ученики и знакомые (Хачатурян, Кондрашин, и т.д., и т. д.) вспоминают об этом.
9-Июл-2008 05:08 pm none (UTC) - Продолжение.
Музыкальный работник – удивительное название профессии! – разучивал с детишками незамысловатые песенки и обеспечивал музыкальный фон на детских утренниках. Советские детские песни, старательно вызубренные в детском саду, – мой личный золотой фонд.

Ну, название как название. Правда, когда мне пришлось работать в детском саду, я называлась "музыкальный руководитель", но это не важно.
"Незамысловатые песенки", входившие в программу музыкального воспитания, были подобраны в соответствии с возрастом детей, от 1,5 до 7 лет. Было бы странно, если бы в детском саду разучивали арии и хоры из ораторий Генделя.
А песни по большей части были замечательные - я как профессиональный музыкант могу об этом судить.
И вообще работа музыкального руководителя не сводилась и не сводится к незамысловатым песенкам и к "фону" на утренниках.

Непременным атрибутом внешкольной программы были ученические хоры, в которые брали всех.

Всех желающих. И это очень хорошо. Потому что не все учились в музыкальной школе, а петь в хоре многим хотелось. У нас в общеобразовательной школе был очень неплохой хор.

Музыкальные школы - как и все остальные советские учебные заведения - также являлись способом идеологического зомбирования.

Почему я этого не знаю?! Хожу себе зазомбированная и даже не подозреваю об этом! Чем меня там зомбировали? Гаммами? Этюдами? Диктантами по сольфеджио?
Биографией А.С.Даргомыжского?

От музыкальных школ стонали, нагрузка получалась чудовищной.

Ничего чудовищного в той нагрузке не было. Я, как и многие мои подруги и соученики, довольно прилично училась в общеобразовательной школе, отлично в музыкальной, ходила на гимнастику и при этом, сколько я себя помню, всегда обязательно гуляла по вечерам, а также ходила в кино, читала и т.п.
А стонали - да, как не постонать. Просто дети же понимали, что в муз. школе, в отличие от общеобразовательной, учиться не обязательно. Общеобразовательную школу не бросишь, даже если ты полный идиот в математике или русском, а музыкальную можно бросить. Очень соблазнительно.

И все-таки, как ни жаль, пианино в советском доме, повторюсь, прежде всего являлось предметом роскоши, а уж потом музыкальным инструментом.

Ещё раз - да с чего?!

пианино непременно украшалось семейными достижениями – спортивными кубками, хрустальными вазами, массивными часами с бронзовыми конями на кружевных салфетках.

Это естественно. В маленьких квартирах не развернёшься, не поставишь дополнительных этажерок, консолей, трельяжей, витрин и т.п. Соответственно, большая поверхность пианино тоже использовалась.
Я бы и сейчас с удовольствием поставила себе на пианино что-нибудь красивое, не будь оно у меня завалено нотами и книгами.

Извините, что получилось так много.
11-Июл-2008 06:03 am none (UTC) - Re: Продолжение.
На самом деле ситуация, когда на пианино выставляли различные предметы, чаще всего возникала в тех случаях, когда на нем не играли. Когда я учился в музыкалке и играл на инструменте, у нас ничего не стояло на крышке (поскольку портилась акустика). А вот потом, когда я на это дело забил, оно действительно стало вариантом этажерки.
9-Июл-2008 05:41 pm none (UTC) - Уточнение.
Простите, немного напутала: первоначально видела ваш анонс в сообществе "совьет_лайф". Записи под катом не было, была ссылка на ваш журнал.
10-Июл-2008 12:59 pm none (UTC) - .
Спасибо Вам. Нормальному человеку.
Перепостил
11-Июл-2008 05:38 am none (UTC)
Вас в деццтве водили на уроки музыки под конвоем Гэбухи? Понемаю
11-Июл-2008 05:48 am none (UTC)
Это каким надо быть больным на голову, чтобы в музыкальном инструменте увидеть идеологию?!
1-Авг-2008 06:20 pm none (UTC) - да ладно...
а вы зачем читаете-то? Воронцова тем и интересна, что картинки собирает отличные, а текст просто лишний, я его пролистываю не глядя , и нет проблем).
11-Июл-2008 06:00 am none (UTC)
Кстати, еще одна чертовски забавная и характерная деталь. В романе Тома Клэнси "Красный кролик" из серии про Джека Райана, один из главных героев - майор КГБ, шифровальщик, который бежит на Запад. Так вот, его жена во время жизни в СССР жестоко страдает из-за того, что окончила музыкальную школу, где научилась играть на пианино, но особым талантом не обладает и в тоталитарном СССР ей негде достать пианино и не на чем играть. ;-)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Дек 7 2009, 9:11 am GMT.