Наталья Воронцова-Юрьева (vorontsova_nvu) wrote,
Наталья Воронцова-Юрьева
vorontsova_nvu

Category:

Мебель СССР. Венский стул

       Картины прошлых лет всегда были ценны в том числе и приметами – предметами! – быта. Вряд ли живописцы вставляли их в свои полотна именно с этой целью, скорее всего ими руководили иные соображения – цвет, тень, перспектива, композиция и т.д. Тем не менее именно попавшие в историю вещи отображали и хранили эту историю более всего.
       Разумеется, среди предметов быта существовали и свои хиты, вещи-долгожители, десятилетиями сохранявшими свою основную форму и востребованность. К таким хитам эпохи, безусловно, относится и венский стул.
 

      
Любаров Владимир . "Венский стул". 

       Имя создателя венского стула история сохранила: автрийский столяр Михаэль Тонет, открывший в 1819 году свою мастерскую, мечтал создать такую мебель, которая была бы одновременно легкой, прочной и элегантной. Проще говоря, он хотел создать совершенство. Через сорок лет упорных трудов и дизайнерских поисков это ему удалось – он изобрел новую технологию изготовления мебели. Она заключалась в многослойных гнутых полосах, инновационном креплении элементов и минимальном количестве деталей. Так на свет появился венский стул Легкость, воздушность и текучесть его округлых форм с удивительным чувством пропорций и меры во всем превратили этот незамысловатый предмет интерьера чуть ли не музыкой. 
       Варианов венского стула было создано Тонетом множество – с различными модификациями спинки и сиденья. Но именно эта модель оставалась популярной более века.
       Разумеется, для успеха мало создать гениальный продукт – его надо уметь продавать. Михаэль Тонет – сумел. Он придумал особый метод продаж: мебель продавалась комплектами, ядром которых были стулья, сами же комплекты были весьма разнообразны, что создавало возможность выбора.
       С тех пор венский стул начал свою мировую экспансию. Это был поистине всенародный стул. На нем сидели вожди, крестьяне, рабочие, интеллигенты… Легче перечислить тех, кто в глаза не видел венского стула.

***
     Вряд ли художник ставил перед собой задачу нарисовать Ленина, сидящего именно на венском стуле, – но именно на нем и сидит вождь мирового пролетариата. Возможно потому, что это лучший стул в этой простой рабочей семье, предоставленный дорогому гостю из уважения к нему. Художнику хотелось подчеркнуть это уважение - и на ум (возможно, даже на подсознательном уровне) пришел именно венский стул.


М. Кривенко. В.И.Ленин в рабочей семье

      
***
       А вот на этой картине венскому стулу отводится более серьезная роль – здесь он призван подчеркнуть важнейшие для политической демагогии вещи: демократичность советских политических деятелей и их духовную близость к народу. Все трое сидят на венском стуле – ни один не сел в кресло! Таким образом, визуально – одним ходом из трех стульев - закрепляется мысль: это не просто вожди – это наши, советские, вожди, денно и нощно пекущиеся о нашем, народном, счастье.



П. Васильев. "В.И. Ленин, И.В. Сталин и В.М. Молотов".

***
       Обычное рабочее место обычного телеграфиста. Офисной мебели как направления в дизайне тогда еще не было, поэтому в наличии просто самый дешевый вариант – венский стул. Точь-в-точь как в кабинете у любимых вождей.

 
Финогенов К.И. "Ленин и Сталин у прямого провода".
 
      
***
       Венский стул попадает и в плакаты. Вот готовая к труду и обороне советская девушка – после физических упражнений она присядет на него, чтобы одеться, потом почистит зубы и пойдет на завод, чьи трубы уже призывно дымят и где работают сотни таких же девушек в таком же суровом черном нижнем белье.

 
Кокорекин А. 1934 г.

       Кстати, таких огромных окон ни в одной советской квартире не было, а вот на плакате они есть –призванные подчеркнуть не только здоровую сущность советских людей, но и явные материальные преимущества советской жизни, пусть пока и грядущие.Впрочем, есть убедительная версия, что это "окно общежития, маленько приукрашенное. Таких общежитий (комнаты на 4-8 человек) с широкими окнами и частым переплетом,- как бы составленным из множества квадратиков стекла,- было полнехонько; я видела подобные в Севастополе 60-х. Рамы были толще и грубее, подоконники выше или ниже - бывали едва ли не на уровне середины бедра, а бывали, напротив, заметно выше уровня пояса. Нижние квадратики нередко закрашивались. В некоторых окнах было по нескольку этаких вот квадратных форточек; иногда им на смену приходила фрамуга - широкий, без разделений, откидной верхний отсек рамы" (см. комментарии).

 
***
       Мастерская художника – самое место для венского стула! Творческая атмосфера, как ничто иное, подчеркивает удивительную артистичность этого удивительного же продукта ширпотреба.
 

Н. Терпсихоров. "В мастерской художника". 1930 г.

***
       А вот в студийном павильоне венский стул, на котором сидит звукооператор, кажется случайным – как будто принесли первый попавшийся под руку.


Еремина Т.А. "На съемках". 1947 г.

***
       Вращающийся стул для пианистов (на первой картине) давно изобретен, еще в XVIII веке. Говорят, его придумал Томас Джефферсон – третий президент США, автор Декларации независимости, архитектор по профессии.
      И все-таки возле рояля венский стул смотрится как-то уместней.

 
Автор? "Пионер" . 1951 г. 


Y. Khaimov. Rehearsal. 1939

***
       Весной, 11 марта, 1938 года Германия начала оккупацию Австрии – родины венского стула. Австрия сдалась без боя – мировое сообщество просто “подарило” ее Гитлеру. Уже в апреле Гитлер захочет “подарить” себе Чехословакию. Возможно, собравшиеся на этом широком крыльце (сельсовет? клуб?) сельские жители слушают по радио (черная тарелка) передачу новостей, связанных именно с этими событиями?.. Уж слишком много собралось людей, слишком серьезны их лица. 
      


Дроздов И.Г. "Слушают радио". 1938 г.

       Рядом со столом, накрытым красным полотнищем (советская традиция всевозможных собраний и прочих официальных мероприятий), венский стул.

***
       Очень скоро точно такая же черная тарелка объявит о начале Великой отечественной войны. Советские люди пойдут воевать. Дом ли, любимый ли кабинет с привычной мебелью – всё останется в прошлом.



Базилев С. "ушел воевать". 1980 г.

***
       Этот венский стул, конечно, погибнет – его сожгут. И это будет его последнее служение людям. А черная тарелка так и будет висеть на стене и еще долго будет сообщать об уменьшении продовольственного пайка…


П. Белоусов. "Из дневника блокады"

***
       Война закончится, наступят долгие мирные годы. Похоронка на сына пожелтеет, убранная в рассохшийся шкаф. В старом ободранном стуле, доживающем свой век, уже никто не узнает тот самый новенький стул, который некогда внесли в этот дом подарком на свадьбу.


А. Шилов. "Солдатские матери". 1985 г.

       А к тем, кому повезло больше, чьи дети, оставшиеся в живых, вернулись домой, будут приезжать на каникулы повзрослевшие внуки, а младшие сыновья – приводить в послевоенный дом невест, советских девчат, стахановок и ударниц.
 



***
       Черные тарелки уходят в прошлое. Им на смену приходят радиоприемники. А вот фикусы и венские стулья остаются без изменений.




Тутунов А.А. "В избе". 1957 г.

***
       В конце 1940-х конструкторы Д.С. Хейфиц и Г.Н. Керпилев (завод им. Козицкого) разработали один из первых отечественных телевизоров – "Т1 Ленинград". Похоже, на картине изображен именно такой телевизор. Модель модифицировалась, совершенствовалась, а квартиры владельцев набивались битком желающими приобщиться к этому домашнему чуду. Сознательные граждане шли со своими стульями, и часто именно венскими, несознательные – вынуждали хозяев чуть ли не ежедневно собирать для не очень прошеных гостей “сидячие места” по всем углам квартиры, а потом всё возвращать на место.



***
     Венский стул – верный спутник человека с самого детства. На нем играются веселые свадьбы, кормятся капризные дети, принимаются горькие решения о разводе… В течение многих и многих десятков лет венский стул остается неизменным свидетелем человеческих судеб.

 
А.Власов. "Материнство". 1962 г.
      

Попков В. "Развод". 1966 г.

*** 
       На венском стуле сидели наши любимые куклы, лежали наши любимые книжки, валялись носки и рейтузы. Каждое утро мы натыкались на него спросонок под бодрые радиомарши “Пионерской зорьки”…

 
Богаевская О. "Утро"

       Строгая учительница вставала именно с него и, прохаживаясь по классу, обязательно вызывала к доске именно нас. И наверняка именно с ним связаны многие школьные байки про кнопки и клей на учительском стуле. 



И. Тихий. "Экзамен"

       А после школы мы опять возвращались к нему, к венскому стулу, чтобы почитать газету “Пионерская правда”, и журнал “Пионер”, и журнал “Юный натуралист”, и журнал “Вокруг света”. И до самого вечера на его спинке висела наша школьная форма – пока мама не придет с работы и не заставит нас убрать форму в шкаф.



С.Дунчев. "За любимой газетой". 1951 г.

***
       Со временем венский стул из категории ширпотреба переходит в философский сегмент. С легкой руки художника он признан отныне способным отобразить жизнь души, а также попадает в перечень необходимых предметов для одинокого человека.

 
Виктор Пивоваров. "Как отобразить жизнь души". 1975 г.


Виктор Пивоваров. "Проект предметов повседневного обихода для одинокого человека". 1975 г.

***
       В 1980-х годах эту модель венского стула – постаревшую и обветшавшую – еще можно встретить в квартирах горожан. Обычно на кухне или в прихожей, но чаще – на переделанных в лоджию балконах. Основная же масса сохранившихся раритетов давно увезена на дачи.


Е. Антипова. "Мальчики в саду". 1980 г.

***
       В 1990-х годах венский стул, десятилетиями служивший людям и переживший вместе с нами все, что выпало на долю России – революцию, коллективизацию, победу социализма, перестройку и распад СССР, – окончательно превращается в художественную деталь.


Боровский. "Натюрморт". 1998 г.
Tags: стул СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments