Наталья Воронцова-Юрьева (vorontsova_nvu) wrote,
Наталья Воронцова-Юрьева
vorontsova_nvu

Category:

СССР. Уроки музыки. Пианино.


     Советское пианино… По большому счету эта эффектная лакированная коробка никогда и не была музыкальным инструментом – у нее была задача намного ответственней и масштабней. Советскому пианино, рожденному на мебельных фабриках,  была уготована печальная участь  – служить идейным выразителем, идеологическим рычагом и социологическим показателем растущего благосостояния советских людей.

     «Красный октябрь», «Лирика», «Лира», «Заря», «Волна», «Ноктюрн», «Элегия»,  «Нотка», «Октава», «Аккорд», «Москва», «Урал», «Украина», «Беларусь», и совсем уж изумительное название - "Музтрест" Втиснутые в новостройки хрущевок и коммуналки сталинских домов, они были когда-то флагманами тех самых неуклонно повышающихся культуры и быта, как писала советская пресса.

     Теперь они никому не нужны. Их свозят на дачи, слезно умоляют забрать, их безжалостно потрошат, превращая в уродливые шкафы и комоды.

     Но они еще живы, эти домашние мамонты советской эпохи. Они еще умирают стоя – безмолвно и медленно…


ATOYAN, Armen. Music Lesson, 1950

***
     Конечно, были и рояли. И художники ушедшей эпохи любили изображать их даже больше, чем пианино. Но то художники, а то жизнь. А на жизнь в то время отводилось строго по пять квадратных метров на человека. Какой уж тут рояль.
     В 1960-е годы пианино было предметом воздыханий многих советских людей. Вернее, родителей. Можете называть это пошлой мечтой обывателей. Я же называю это естественным любопытством к предметам ну хоть какой-нибудь роскоши. Хрусталь, а еще чаще хрустальная крошка (разницу простые советские люди абсолютно не улавливали и даже не знали о ней), импортный сервант, книжные полки с красочными новенькими корешками, пианино – вот, собственно, и весь нехитрый список семейных ценностей тех лет. 
     В 1970-х реестр благосостояния пополнили гжель, хохлома и китайские термосы. В 1980-х  все это уже пылилось на антресолях, серванты и книжки еще признавались необходимыми, а вот пианино в тесных квартирах уже начинали раздражать. И отчаявшиеся смельчаки уже потихоньку сплавляли дорогой инструмент в деревни к родственникам под тем предлогом, что на нем все равно никто не играет. Да и не играл никогда...


Мазитов А.Н. Девочка за пианино.

    
[info]nsemyonova: «Швейные машинки, на которых никто не шьёт, равно как и пианино, на котором никто не играет, и библиотеки, которых никто не читает, были в советском обществе лишь символами благополучия, знаками того, что семья развивается в правильном направлении». http://nsemyonova.livejournal.com/99565.html


Алексей пахомов. "Урок музыки". 1958 г.

    
[info]from_arh : «Была такая мода в советские времена, когда каждая интеллихххентная семья старалась завести дома пианино и отдать ребенка в музыкальную школу :-). Меня, например, в 6 лет не взяли в нее, т.к. "у девочки руки уже испорчены художественной гимнастикой". Но даже у моей бабушки в Ростовской области, в доме с водопроводом и удобствами на улице в зале стоял рояль и мы с сестрами бацали на нем "собачий вальс"». http://from-arh.livejournal.com/55390.html

***
     Мы еще помним уничижительные фразочки из самых дремучих советских времен: «Эх ты, а еще в шляпе!» или «Эх ты, а еще в очках!». То же самое с полным правом можно отнести и к пианино. Потому что пианино в те времена – да, прежде всего было символом благосостояния, и даже пошлым символом, однако официальная идеология упорно  и наперекор очевидному декларировала присутствие в доме пианино как непременное наличие в его владельцах духовности – дескать, выбрасывать такие деньжищи способна только глубоко нравственная семья.


Бурак А.Ф. "К сыну за помощью". 1955

    Вот почему изображение пианино на этой картине, по замыслу художника, должно было чрезвычайно подчеркнуть глубоко чуждое советским людям стяжательство и бездуховность сыночка и его жены, у которых нашлись деньги даже на такую дорогую вещь, как пианино, а вот матери помочь - этому сыну денег жалко…Эх ты, а еще пианино в доме!


***
     Советское пианино было всюду. В ЖЭКах, в красных уголках, в домах отдыха, на заводах и фабриках, в школьных актовых залах и, конечно же, в детских садах. 


Суворова А.П. «Урок пения», 1976

     Музыкальный работник – удивительное название профессии! – разучивал с детишками незамысловатые песенки и обеспечивал музыкальный фон на детских утренниках. Советские детские песни, старательно вызубренные в детском саду,  – мой личный золотой фонд. Да и не только мой.



Ладягин В. И., 1946

***
     Обычная районная общеобразовательная школа  музыкальным разнообразием не баловала – пионерские и комсомольские песни, гимны молодежи, политический репертуар «за мир». Скромное удовольствие приносили школьные вальсы. Непременным атрибутом внешкольной программы были ученические хоры, в которые брали всех.


Драченко П. "Пионерская песня". 1959 г.

***
     Да, о пианино мечтали, но было оно не у всех. Далеко не у всех. Слишком дорого и слишком громоздко. Пианино, стоящее в обычной двухкомнатной московской квартире на окраине, я впервые увидела лет в девять, придя в гости к своей однокласснице. Одноклассница была отличницей, а кроме того, всех детей она называла не какой-нибудь там Машкой или Колькой, а исключительно Колей и Машей. И никогда не бегала на переменах. Поэтому я не слишком удивилась, что в ее доме есть пианино. Больше всего я удивилась тому, что на нем играет не только она сама, но и ее мама. То, что детей учили музыке, про это я уже знала – видела гордо вышагивающих по двору девочек с большими коричневыми папками в руках. Но чтобы на пианино играли родители?.. Им-то это было зачем?!

 
Бархатков А.С. "Первая песенка". 1958

***
     Музыкальная школа – это еще одна отдельная советская песня. Некоторых детей туда действительно водили, некоторые даже ходили туда сами и с радостью, но большинство детишек туда все-таки таскали, мотали и орали при этом, чтобы не смели прогуливать.
 

Старкова М.Л. "Урок музыки". 1951 г.

***
     Музыкальные школы - как и все остальные советские учебные заведения - также являлись способом идеологического зомбирования.


     [info]ber1inka : «Посмотрела детский фильм "Иностранка" 1965 года, про то, как французская девочка в пионерском возрасте приезжает в Одессу на пару дней с бабушкой и жалуется советским школьникам, что не может ходить в музыкальную школу, потому что за нее во Франции надо платить. А бабушка, сбежавшая из России во время революции, уже не пытается вернуть отцовский дом в Одессе, потому что в этом доме в коммунальных квартирах живут доблестные труженики – учителя, врачи и простые трудяги, которым по справедливости положено жилье. Не смотрели? Очень рекомендую, обогащает». 
http://ber1inka.livejournal.com/2476.html

***
     От музыкальных школ стонали, нагрузка получалась чудовищной.  Но за всю свою жизнь я не встретила человека, который бы спустя годы не сказал музыкальной школе спасибо. Впрочем. и в те времена бывали в музыкальном образовании и сладостные моменты…
      

Е.Ткаченко "Уроки музыки". 1954

     [info]tsarevna_nataly : «В моем советском еще детстве предметом роскоши было пианино. О, ты ходишь в музыкальную школу – значит, ты крутой, не как все. Ты можешь втереться в доверие к училке по пению, она включит тебя в группу участников на каком-нибудь самодеятельном концерте – и все, пять минут славы, и ты сразу начинаешь нравится абсолютно ВСЕМ мальчикам, а не только тому, с которым свела тебя воля случая по имени Мария Кирилловна или Серафима Тихоновна». http://tsarevna-nataly.livejournal.com/79837.html  

***
 
     Детьми, разучивающими гаммы и знающими, что такое сольфеджио, искренне гордились. И все-таки, как ни жаль, пианино в советском доме, повторюсь,  прежде всего являлось предметом роскоши, а уж потом музыкальным инструментом. А роскошь у непривыкших к ней людей требовала уважения больше, чем музыка. Тем более роскошь, которую всем видать. Поэтому пианино непременно украшалось семейными достижениями – спортивными кубками, хрустальными вазами, массивными часами с бронзовыми конями на кружевных салфетках. Хотя, разумеется, были и те, кто берег, и лелеял, и всячески украшал инструмент исключительно из уважения к музыке.
  

В. Жолток. Зима пришла. 1953

[info]tsarevna_nataly : «Пианино в квартире было признаком интеллигентной и развитой семьи. Его любовно накрывали  кружевной салфеткой, запрещали бренчать все, что придет в голову, а только то, что по нотам. Рядом с пианино, на полу стояла обязательная банка с водой – чтоб не рассыхалось, бережное отношение к дорогому предмету делало пианино чем-то запредельным и культовым. Мне, например, запрещалось дотрагиваться до него руками без надобности – полировку попортишь, а так нравилось пройтись пальцами по ореховой гладкой поверхности.


Визина В.Э. "За роялем"

     По воскресеньям приходил настройщик. Проверить, поговорить. Наш настройщик Владислав Михайлович достался нам по большому блату - аж за три бутылки «Пшеничной» и три бутылки армянского коньяка КВ, эти дары требовалось принесть некоей Александре Степановне из Гнесинского училища, та порекомендует нас какому-то Михаилу, у Михаила есть выходы на нужных людей, а у тех – есть настройщик.

     Так вот, он приходил, тыркал по клавишам, чего-то подкручивал, а потом садился и играл «Очи черные», «Не вечернюю» и прочие цыганские песни – дед очень любил Владика, и всегда ждал его прихода. Владику было тридцать лет, и он сбегал к нам от семьи, чтоб просто поиграть от души.
     Еще была учительница Эдита – мамина подруга. Она жила на Сходненской. Три раза в неделю бабушка забирала меня из сада после обеда (что неимоверно поднимало мой авторитет в среде сверстников) и мы ехали на 199-м автобусе. По пути бабушка
кормила меня вареными яйцами и яблоками. Мы разучивали пьесы Майкапара, и там я впервые узнала про Моцарта – впервые столкнулась со словом гений. Осознав весь ужас своей бездарности, я принялась писать оперу, потом забросила, решила заняться симфонией... короче, трудно пережила известие о маленьком зальцбургском великом композиторе.


Лященко А.И. "Пианистка".

     Недавно была у родителей. Все то же. Те же ноты, та же банка... и даже крышка пианино любовно прикрыта салфеткой. И мама говорит: не трогай полировку и не бренчи из головы, вот, возьми ноты... Не смогла сдержать слез. вспомнила и про музыкальную школу, и про Моцарта, и вообще. А вместо моей музыкальной школы – теперь какое-то неведомое хоровое заведение. И тетки по телефону грубые».
http://tsarevna-nataly.livejournal.com/79837.html


 

Subscribe

  • (no subject)

    В воскресенье 27 октября ушла из жизни Наталья Воронцова - Юрьева.

  • (no subject)

    Помет чайки. Название леденцов. Недорого для помета. Кто-то покупает.

  • Книга 1. Князь Мышкин: Крест и Голова (Глава 1)

    Другой «Идиот»: истинный и правдивый, печальный и фантастический (энциклопедия ответов к роману Ф. М. Достоевского…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    В воскресенье 27 октября ушла из жизни Наталья Воронцова - Юрьева.

  • (no subject)

    Помет чайки. Название леденцов. Недорого для помета. Кто-то покупает.

  • Книга 1. Князь Мышкин: Крест и Голова (Глава 1)

    Другой «Идиот»: истинный и правдивый, печальный и фантастический (энциклопедия ответов к роману Ф. М. Достоевского…